По данным, озвученным экспертами «Автостат. Оперативки», доля китайских марок на российском рынке в мае 2024 года составила 54%, а в сегменте премиум — 80%. Это значительный рост по сравнению с маем прошлого года, когда доля составляла 44% и 59% соответственно. Однако по сравнению с апрелем 2024 года, масс-сегмент китайских марок потерял 1% (было 53%), а премиум-сегмент, наоборот, увеличил долю на 6%.
По словам Сергея Удалова, исполнительного директора аналитического агентства «Автостат», укрепление позиций китайских автопроизводителей в секторе дорогих машин не является сюрпризом. Китайские бренды планомерно заполняют нишу, оставленную глобальными игроками, покинувшими рынок, в то время как параллельный импорт не может покрыть весь необходимый объем.
Динамика продаж легковых автомобилей в России
Топ-5 премиум-лидеров
По итогам мая в топ-5 премиум-лидеров оказался один глобальный бренд – BMW с 783 реализованными автомобилями. Остальные позиции заняли китайские бренды. Лидером стал Exeed, несмотря на снижение продаж на 12,4% по сравнению с апрелем. Дилеры сумели реализовать 3872 новых автомобиля. Следом за ним идет Tank с 1742 проданными автомобилями, что составляет снижение на 11,6%. Третьим стал Lixiang с 783 проданными автомобилями, что составляет снижение на 54%.
Успешным май оказался для премиум-бренда Hongqi, который показал более чем 50-процентный прирост к предыдущему месяцу, реализовав 616 машин и заняв общекомандное 5 место. В топ-15 также вошли марки Aito, Voyah и Zeekr. Aito показал рост на 2,5%, продал 122 автомобиля и занял 13 позицию.
Электрорынок провалился в 2 раза
Продажи электромобилей в России в мае и с начала 2024 года
Около сегмента электромобилей, большинство конкурентов также показали значительное снижение продаж. Tesla и VW реализовали на 60% меньше электромобилей по сравнению с апрелем, и сегмент в целом сократился вдвое – с примерно 2,2 тыс. электромобилей в апреле до 1096 единиц в мае. Таким образом, доля электромобилей на рынке снизилась до 0,9%, что является самым низким показателем с мая 2023 года (1,2%).
Chery Tiggo 7 Pro Max – самый «динамичный»
Самые популярные марки автомобилей в России в мае и с начала 2024 года / инфографика «Автостат»
В мае 2024 года китайская марка Haval заняла второе место по продажам с 14,015 новыми машинами, что на 3,9% меньше по сравнению с апрелем, но на 88,6% больше чем в мае прошлого года. Третье место заняла марка Chery, реализовавшая 13,020 машин (+1,2% к апрелю и +74,9% к маю прошлого года). Особого внимания заслуживает кроссовер Chery Tiggo 7 Pro Max, который показал лучшие результаты по еженедельной динамике в мае.
Компания Geely продала 10,271 новых автомобилей, что на 10,5% меньше по сравнению с апрелем. Однако, если бы учесть продажи родственного бренда Belgee (3598 единиц и общее 7 место), общий результат выглядел бы значительно лучше. Belgee показал рост на 19,7% по сравнению с апрелем.
Самые популярные модели автомобилей в России в мае и с начала 2024 года / инфографика «Автостат»
Марок и моделей стало больше, «китайцев» — кратно
Динамика числа представленных в России марок и моделей / инфографика «Автостат»
Количество марок и моделей на российском рынке новых автомобилей значительно выросло. В начале 2022 года насчитывалось 60 официально представленных брендов, из них только 12 китайских. На конец апреля 2024 года в России продавались автомобили 120 марок, из которых 54 китайские. По моделям расклад также изменился: в начале 2022 года было 338 моделей, из них 38 китайских, а сегодня число моделей достигло 718, из которых 255 — китайские.